Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение \ и творчество
Страница 1

Основы психологии » Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение \ и творчество

Воображение – психич процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение - психич пр-с, выражающийся: 1) в построении образа средств и конеч рез-та предметной деят-ти субъекта; 2) в создании программы повед-я, когда проблемн ситуация не определена; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейш знач воображения в том, что оно позволяет представить рез-т труда до его нач, т. с. ориентируя чел-ка в пр-се деят-ти. Сущ-ть воображ, если гов о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Физиол основа В – сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, образование новых сочетаний и комбинаций временных связей на основе ранее сформированных.

Функции Воображения

представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

В: стимулирует и вызывает активную деятельность, направленную на реализацию образов В (эта деятельность включает целеобразование, планирование на основе чего чел осуществляет реальные действия). Цель – прогнозируемый предвосхищяемый рез; Планирование – постановка промежуточных целей. В позволяет чел осуществлять выход за пределы непосредственно воспринимаемого им, за пределы имеющихся представлений. На основе В чел предвосхищяет будущее; посредством В чел оживляет, то что было в прошлом. В завис-ти от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами - схемами,символами. Преобразование действит-ти в воображен не явл чисто произвол ее изменением, оно имеет свои закономер пути, кот находят выражен в типич сп-бах или приемах преобразования. Одним из таких приемов явл комбинирование сочетание данных в опыте эл-тов в нов, б/м необыч комбинациях. Частным случ преобразования посредством комбинирования или нов сочетаний данных в опыте эл-тов явл т. н. агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Др приемом преобразующей деят-ти воображ явл акцентуирование некот сторон отображаемого явл, кот преобразует общ его об-лик. Акцентуирование - это подчеркивание черт. Оно достиг-ся часто посредством сдвига, изменения пропорций (карикатура). При эт акцентуирование долж выд существ-ое хар-ное. Отсюда идут 2 линии. С одной стор, количеств аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфич выражен в изменении величин, в уменьшен и увеличении, изменен кач-ва частей пред-та. Еще один прием - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. И последний прием - схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Виды В: По степени активности – пассивное и активное. По степени волевых усилий – преднамеренное, непреднамеренное. Пассивное делится на преднамеренное (грезы) и непреднамеренное (сон, гипнотическое состояние). Активное (преднамеренное) В включает в себя воссоздающее, творческое, мечта.

Пассивное В – создание новых образов, кот не воплощаются в жизнь, кот не будут, не м.б. реализованы (без каких-либо внешн побудителей). Происходит при ослаблении контролирующей роли сознания (напр, во сне). Чел может вызывать образы преднамеренно.

Грезы – фантазии, связанные с желаниями, направленными на будущее.

Активное В – всегда направлено на решение творческой или лич-тной задачи. Активное В пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю,:

Воссоздающее В – имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Творческое В – самостоят создание новых образов, кот реализуются в новых, оригинальных продуктах деят-ти.

Мечта – самостоят создание новых образов, более реалистичные и связаны с действительностью. Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться

Страницы: 1 2


Этапы развития психологической науки. Какие три этапа прошло психологическое знание в историческом контексте?
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период становления психологического знания. Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинн ...

Сравнительный анализ полученных результатов, корреляционный анализ
Рассчитаем в обоих группах по каждой методике средние значения и среднеквадратичные отклонения. Средние значения рассчитываем по формуле средней арифметической простой: где хi – значение показателя у i-го испытуемого; n – испытуемых в группе. Среднеквадратичное отклонение рассчитывается по формуле: Результаты методики № 1 «Обра ...

Теоретический анализ проблемы жизненных перспектив в период взрослости. Понятие "жизненные перспективы личности"
Проблема "жизненной перспективы" стала предметом изучения в связи с теоретической и практической разработкой научной проблематики психологического времени и жизненного пути личности. Исследование этой проблемы дает возможность взглянуть на то, как отдельный человек воспринимает и представляет свое будущее, как это будущее связ ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru