Определение психики. Понятие психического отражения
Страница 1

Основы психологии » Определение психики. Понятие психического отражения

Психика – это св-во высокоорганизованной живой материи, заключается в активном отражениии субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деят-ти. 1) психика – это св-во только живой материи (причем высокоорганизованной, т.е. только той материи, кот обладает специфическим органом) 2) главная особ-ть психики в способ-ти отражать, т.е. получать инф-цию об окр мире и создавать идеалистический (нематериальный) образ объектов реального мира 3) получаемая живым сущ-вом инф-ция об окр мире служит основой для регуляции внутр среды живого организма и формирования его поведения, что определяет возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях окр среды. Т.о. живая материя способна реагировать на измения внешн среды и воздействия объектов окр мира. Существует значительное кол-во форм живой материи, обладающих опред психич способ-тями, они отличаются др от др по уровню развития психич св-в. Элементарная способ-ть реагировать на воздействия окр среды – раздражимость наблюдается уже у простейших форм живой материи, в отличие от неживой (амеба, растения). Живые организмы данного уровня реагируют только на механические прикосновения (р-ция на биол раздражители). У живых организмов, имеющих более сложное анатомическое строение появляется более сложная форма реагирования – чувствит-ть (общая способ-ть к ощущению). По мнению Леонтьева, появление чувствит-ти у жив-х может служить биол признаком возникновения психики. Чувствительность – р-ция живого организма в ответ на абиотич-е раздражители (биол нейтральные), кот связаны с биол значимыми раздражителями и несут для организма сигнальную ф-цию. Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

Отличительная черта раздраж-ти от увствит-ти: с возникновением ощущения живые организмы реагируют не только на биол значимые факторы среды, но и на биол нейтральные (т.е. цвет, запах, форма). С появлением чувствит-ти появляется новый тип приспособления к окр среде – поведение – это сложный комплекс р-ций организма на воздействие окр среды. Живые сущ-ва, в зависимости от уровня психич развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение у чел, кот в отличие от жив-х обладает не только способ-тью реагировать на изменения окр среды, но и способ-тью формировать мотивированное (осознанное) целенаправленное поведение. Это возможно с наличием у чел сознания. Сознание – высший уровень психич отражения и регуляция, присущая только чел как общественно-истор сущ-ву. Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). В рез чел выделяет себя из окр среды, осознает свою индивид-ть, формирует свою «Я-концепцию» (совокуп-ть представлений о себе, о своем месте в общ-ве). Чел не рождается с развитым сознанием, оно формируется в процессе физиол и соц развития конкретного индивида (онтогенез). 3 основные ф-ции психики: Обеспечение адаптации: отражение окр действительности; обеспечение целостности организма; регуляция поведения. На сегод момент существует проблема научного познания психики – это проблема возникновения психики. 1) Идеалистическая т.зр. психич (душа) не связана с телом и имеет божественное происхождение. 2) Дуалистическая т.зр. существует два начала: психич (идеальное) и биол (материальное). Они развиваются параллельно и в опред мере связаны др с др. 3) Материалистическая т.зр. феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как св-во высокоорганизованной материи. В отеч психол проблемы возникновения психики рассматриваются с 3 т.зр., что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на экспер-те. Благод экспер-ту мы знаем, что существует связь биол и психич (напр, заболевания органов могут отражаться на психике чел (прим: подключение аппарата искуственная почка и временное снижение интеллект-х способ-тей из-за накопления соли аллюминия в мозге)).

Страницы: 1 2


Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей
Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в С. Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание необходимых органических структур и их ф-циональная дифференциация. 2) в развитии С можно выделить несколько этапов (повышенная чувствит-ть к тем или иным воздействиям, к освоению того или ...

Формирование личности юношей и девушек 14-15 лет. Формирование мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраст ...

Подструктура опыта
Подструктуру опыта составляет жизненный и профессиональный опыт личности, т. е. общая культура человека и его профессиональная подготовленность. Данная подструктура является уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, знания, привычки. Навыками называют автомат ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru