Характеристика жизненных перспектив в период взрослостиСтраница 4
Взрослые люди, переживающие главные жизненные переходы, с наибольшей вероятностью совершают коренные изменения своей профессиональной карьеры. Левинсон обнаружил, что в период от 40 до 50 лет у людей может происходить перемена ценностей и целей, что заставляет их задуматься и об изменении течения своей карьеры. Левинсон считал, что это изменение происходит как "повторное появление мечты": стремлений, идеалов и целей своей юности. Исследования показывают, что взрослые наилучшим образом преодолевают этот период переоценки, если они привыкли систематически и реалистично оценивать свои способности, а также плюсы и минусы их профессиональной позиции (14, с.170).
Люди периода взрослости играют роль связующего звена между младшим (чаще всего, их детьми) и старшим поколениями (их стареющими родителями). По мере того, как достигшие середины жизни люди приспосабливаются к своим меняющимся ролям в этих отношениях, они часто приобретают новое видение своей собственной жизни. Теперь они становятся поколением, которое отвечает за организацию и проведение работ. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными; возможно, им придется признать, что ряд планов так и останется планами. Взрослые люди должны жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики - оглядываться назад, но люди среднего возраста, обремененные обязательствами по отношению к двум поколениям и по отношению к самим себе, должны жить "здесь и сейчас". Они выступают в роли хранителей семьи. Именно они поддерживают семейные традиции, отмечают достижения, хранят семейную историю, собирают семью на праздники и поддерживают связи с теми ее членами, которые живут далеко, таким образом, сохраняя целостность семьи.
Многочисленные исследования показывают, что течение периода взрослости крайне изменчиво, имеет значительные отличия у разных людей и иногда сопровождается серьезными переживаниями. Другими словами, взрослые люди тоже "растут", часто в результате воздействия физических и социальных факторов стресса.
Краткие выводы
Жизненная перспектива – это целостная картина будущего, находящаяся во взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых зависит социальная ценность и смысл жизни личности. Жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненные перспективы тесно связаны с планированием личностного времени. Так, личность строит ближние, средние и дальние жизненные планы.
Психологические особенности личности периода взрослости заключаются в нарушении процессов целеполагания, представлениях о невозможности управлять своей жизнью, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, сопровождающемся позицией на неприятие нового, необходимости изменений самого себя в критический период жизненного пути. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость. Супруг, друзья и дети приобретают для взрослого человека все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения. На протяжении всего периода взрослости человеку приходится решать важные жизненные задачи (брак, семья, работа, образование и др.), что говорит о великих перспективах жизни на этом возрастном этапе.
Возрастные особенности суицидального поведения
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.
Суицидальное поведение в детском возрасте
носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а ...
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биол сущность чел. используют для обозначения чел как отдельного представите ...
Основные психологические характеристики периода взрослости
Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, – это наименее изученный возрастной период.
В технологически развитых обществах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивных обществах. Согласно Ф. Арьесу, на протяжении многих веков считалось, что младенцы, дети и взрослые ...