Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)Страница 1
Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то, прежде всего, имеют в виду определённую созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определённое сочетание идеала и реальности. У всех есть идеалы, свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть счастливая семья. Эти идеальные представления корректируются последующим жизненным опытом. Реальный супруг, естественно, будет отличаться от того идеала, который сложился ранее у человека. Поэтому умение, способность найти в близком человеке хорошее, идеальное, несмотря на недостатки – выражение совместимости людей.(2)
Этот уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Выделение этого аспекта супружеских отношений продиктовано его значимостью для многих супружеских пар в условиях приобщения к духовным, культурным ценностям общества, выходом мотивации личности за пределы семейных потребностей. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и своё место в нём, интересы и мотивы социального поведения. (35)
Совместимость проявляется также в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений. Такое сближение критериев оценочных суждений возникает естественным путём, но не за счёт навязывания своих оценок, вкусов, за счёт подавления, игнорирования других оценок. В формировании совместимости большое значение имеет сходство именно критериев оценок, общность нравственных оснований для каких-либо мнений, а не буквальное совпадение этих суждений.(11)
Внешним объективным показателем совместимости в семье будет служить сам факт сохранения семьи, сохранения истинного, а не вынужденного.
Внутренним субъективным показателем совместимости является ощущение у членов семьи психологического комфорта. Надёжности, защищённости, переживание удовлетворённости от общения друг с другом.
Духовное несоответствие может проявляться в двух видах несоответствия: ценностных ориентаций и способов, средств достижения жизненных целей. Речь идёт о конфликтах в первом случае терминальных (по терминологии Рокича), во втором – о конфликтах инструментальных ценностей партнёров.(36)
В первом случае конфликт супругов выражается в виде несогласия по таким вопросам, как важное и второстепенное в жизни, престижное и непрестижное, хорошее и плохое. Причём несогласие часто проявляется по незначительным поводам: разное отношение к книге, знакомому человеку, фильму и т.д. Несовпадение по содержанию основ, иных ценностей в семьях встречается не так уж часто. Наиболее распространённым является расхождение мнений, оно возникает при оценке ценностей «работа» и «семья», оценки домовитости мужа и жены. Муж, интересы которого сосредоточены в основном на благоустройстве дома, оцениваются положительно, но не всякой женой. Мода и модные вещи, престижность – всё это может вызвать разногласия в тех случаях, когда в семье существуют различные взгляды на эти вещи. Как правило, при несовпадении оценки ценностей, несогласованность между супругами возникает по незначительным поводам, внешне нейтральным к жизни семьи или взаимоотношениям в ней. Обсуждение фильма, книги, оценка поведения знакомых – все эти невинные ситуации вдруг могут выявить серьёзные разногласия в оценке жизненных позиций.(18)
Исследование взаимоотношений детей в школьном
объединении. Социометрическое
исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива
школьного объединения
Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что от педагога ...
Общее представление о истории психологии
Для того чтобы обрести способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый океан психологической мысли, почувствовать его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот "мир психологии" формирова ...
Опросник Р. Кеттела
1 а, 20 в, 39 а, 58 а, 77 в, 96 а, 114 а, 133 б, 152 в, 171 а,
2 а, 21 в, 40 а, 59 а, 78 б, 97 б, 115 б, 134 в, 153 в, 172 а,
3 а, 22 в, 41 а, 60 в, 79 б, 98 в, 116 б, 135 в, 154 в, 173 а,
4 а, 23 а, 42 в, 61 в, 80 а, 99 в, 117 а, 136 а, 155 б, 174 а,
5 а, 24 а, 43 б, 62 б, 81 в, 100 а, 118 б, 137 в, 156 а, 175 а,
6 а, 25 а, 44 а, ...