Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)
Страница 1

Психология » Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов » Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)

Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то, прежде всего, имеют в виду определённую созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определённое сочетание идеала и реальности. У всех есть идеалы, свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть счастливая семья. Эти идеальные представления корректируются последующим жизненным опытом. Реальный супруг, естественно, будет отличаться от того идеала, который сложился ранее у человека. Поэтому умение, способность найти в близком человеке хорошее, идеальное, несмотря на недостатки – выражение совместимости людей.(2)

Этот уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Выделение этого аспекта супружеских отношений продиктовано его значимостью для многих супружеских пар в условиях приобщения к духовным, культурным ценностям общества, выходом мотивации личности за пределы семейных потребностей. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и своё место в нём, интересы и мотивы социального поведения. (35)

Совместимость проявляется также в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений. Такое сближение критериев оценочных суждений возникает естественным путём, но не за счёт навязывания своих оценок, вкусов, за счёт подавления, игнорирования других оценок. В формировании совместимости большое значение имеет сходство именно критериев оценок, общность нравственных оснований для каких-либо мнений, а не буквальное совпадение этих суждений.(11)

Внешним объективным показателем совместимости в семье будет служить сам факт сохранения семьи, сохранения истинного, а не вынужденного.

Внутренним субъективным показателем совместимости является ощущение у членов семьи психологического комфорта. Надёжности, защищённости, переживание удовлетворённости от общения друг с другом.

Духовное несоответствие может проявляться в двух видах несоответствия: ценностных ориентаций и способов, средств достижения жизненных целей. Речь идёт о конфликтах в первом случае терминальных (по терминологии Рокича), во втором – о конфликтах инструментальных ценностей партнёров.(36)

В первом случае конфликт супругов выражается в виде несогласия по таким вопросам, как важное и второстепенное в жизни, престижное и непрестижное, хорошее и плохое. Причём несогласие часто проявляется по незначительным поводам: разное отношение к книге, знакомому человеку, фильму и т.д. Несовпадение по содержанию основ, иных ценностей в семьях встречается не так уж часто. Наиболее распространённым является расхождение мнений, оно возникает при оценке ценностей «работа» и «семья», оценки домовитости мужа и жены. Муж, интересы которого сосредоточены в основном на благоустройстве дома, оцениваются положительно, но не всякой женой. Мода и модные вещи, престижность – всё это может вызвать разногласия в тех случаях, когда в семье существуют различные взгляды на эти вещи. Как правило, при несовпадении оценки ценностей, несогласованность между супругами возникает по незначительным поводам, внешне нейтральным к жизни семьи или взаимоотношениям в ней. Обсуждение фильма, книги, оценка поведения знакомых – все эти невинные ситуации вдруг могут выявить серьёзные разногласия в оценке жизненных позиций.(18)

Страницы: 1 2


Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Обучение психологии в средних учебных заведениях. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто. Связано это прежде всего с распростр ...

Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организуется коллектив, и по характеру тех отнош ...

Факторы трудовой деморализации
Деморализация в широком смысле слова – это процесс психического разложения человека, переход его на более низкую стадию психического развития, вызванный различными внешними и внутренними факторами. Причин деморализации достаточно много.Учёные Майкл Вудкок и Дэйв Френсис, исследуя политические, социальные, экономические и психологические ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru