Заключение

Анализ творческого наследия Абая позволяет высказать некоторые общие соображения относительно его "педагогических взглядов.

Педагогические взгляды Абая тесно связаны с его философскими, социально-психологическими взглядами, с его мировоззрением и служат как бы сферой практической реализации последних.

Педагогические взгляды Абая носят ярко выраженный концептуальный характер: они целенаправленны, имеют определенное методологическое основание, методическое оснащение, объект и предмет, на которые направлена просветительско-педагогическая деятельность Абая.

Во всем многообразии содержания и средств реализации педагогических взглядов Абай видит и всесторонне раскрывает основные направления и пути их реализации. Речь идет об умственном, профессионально-трудовом, нравственном воспитании, роли и возможностях семьи в воспитании детей.

Абай глубоко осознавал единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, предвосхитив тем самым идею системно-комплексного подхода к воспитанию в современной педагогике.

Педагогические взгляды Абая при совершенно очевидном влиянии на их формирование прогрессивных традиций общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия не были подражательными. Можно смело утверждать, что педагогические взгляды великого казахского просветителя были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах, ставших афоризмами.

Педагогические взгляды Абая в такой же степени самобытно-национальны, в какой они интернациональны. Слияние национального и интернационального начал в его педагогических взглядах позволило ему увидеть пути преодоления вековой отсталости своего кочевого народа и приобщения его к достижениям культуры других пародов. Выступая против традиций и обычаев, лишающих человека возможности выбора спутника жизни, вообще возможности выбрать себе собственный жизненный путь, Абай ратовал за полное равенство мужчины и женщины в экономическом, политическом, юридическом отношениях. Только тогда брак может быть действительно равноправным, а взаимная любовь станет действительно идеальной.

Таким образом, беспощадно бичуя невежество, духовную нищету вершителей судеб народа, Абай в то же время впервые в истории казахской общественной мысли сказал свое новое слово, наполненное гуманистическими идеями, высказал свое отношение к семье, к родительскому долгу в воспитании детей, воспел женщину-мать как опору семьи, показал ее мудрость и стойкость в дружбе и любви.


Проблема агрессивности личности в современной психологии
Агрессивность – враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессивность [от лат. aggressio — нападать] также определяется как стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предраспо ...

Что изучает когнитивная психология?
Когнитивная психология - одно из самых популярных научных направлений в западной и отечественной психологии. Термин «когнитивный» (от англ. –знание. Познание) означает познавательный. Основателями считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найссер. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация пред ...

Какой метод был предложен Августином Аврелием в качестве основного средства познания души?
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350-430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая память самой значи ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru