Заключение
Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.
Гештальт-терапия является одним из методов социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя – Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике, показало, что данный метод оказывает положительное влияние на индивидуально-психологические особенности раненых. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психодрамы через шесть месяцев после первичного обследования.
В целом, результаты обследования позволяют говорить о том, что, более полное осознание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение помогает раненым во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов. После проведения серии игр и упражнений гештальт-терапии у раненых снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к ипохондрии, депрессии. Также увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.
Участие раненых в гештальт-группах позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, повысить уровень адекватности самовосприятия и самооценки; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях.
Более полное познание себя и внешнего мира, приобретение способности сознательно выбирать свое поведение, осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к «новой» жизни.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что гештальт-терапия как метод социально-психологической реабилитации может быть использована и рекомендована как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение возможности применения гештальт-терапии, в различных соотношениях с другими методами психотерапии и психической коррекции; изучению динамики развития личностных качеств комбатантов; методам реабилитации психических травм и последствий посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях.
Современная психология и её место в системе наук
В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. В настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но услов ...
Узко-специализированные
методы исследования сотрудников МВД
Напомним, что узко-специализированным методам исследования сотрудников МВД относятся психологические тесты на профессиональную пригодность: ДМО Т. Лири, опросник MBТI И. Майерс-Бригс, KОT, CПM-АВ и ЦПМ-A Дж. Равена. Узко-специализированные методы целесообразно использовать при наличии локальных задач и с целью исследования только необхо ...
Возрастные периоды развития: раннее детство
Раннее детство
. (1-3 года). Личностное развитие. Кризис 1-го года
. поведение ребенка уже не управляется со стороны внеш. возд-й. Дети действуют под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений "Я". Начинает ходить, исследует вне. мир и себя, появляется СО, уровень притязаний. Эмоции: краткие, бурные, ситуативные. ...
